УНЫЛЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ВЕРУЮЩЕГО
#серьёзнаятема #отцовщина
Между всеми вопросами от прихожан, типа «можно» и «нельзя», нет ни одного об Иисусе Христе и том, кем Он лично для нас является. Что лишний раз показывает, кто мы есть на самом деле.
Духовная жизнь как игра
Когда сегодня кто-то начинает «воцерковляться», жди беды или как минимум неприятностей. Девушки начинают превращаться в бабушек, парни — в овощи, а образованные и зрелые люди — в зомби. Почему же происходят подобные метаморфозы?
Первое, что бросается в глаза, это практика катехизации без евангелизации. Ничего не слыхав об Иисусе Христе, не изучив Евангелия, наши «жертвы» без конца «натаскиваются» на записках и подсвечниках. В результате у людей навсегда закладывается обрядоверие как стиль и норма духовной жизни. Мы словно проваливаемся в архаичный магизм и там навсегда остаемся.
Дальше наши прихожане посвящаются в тонкости аскетики, чтения «Добротолюбия», исповеди помыслов и неизвестно чего еще. В итоге как в анекдоте: «Она хотела выйти замуж за настоящего мужчину, чтобы со временем сделать из него обыкновенную тряпку». Смешно, но вы посмотрите на нашу «духовность».
Вы самостоятельны? Вашу волю сломают и объяснят, что послушание выше всего на свете! Любите жену? — воздержание! Работу? — суета! Жизнь? — пост! Подобным примерам нет конца, но причина у них одна. Мы без конца играем в монашеское благочестие. Для нас не существует реального человека с его реальными потребностями. Кажется, что Православие — это вообще бесконечная игра в Средние века.
Но жизнь — это не игра, все очень серьезно и относиться к духовной жизни нужно также серьезно! А пока у нас здоровый приход или хороший духовник — это дикое исключение, исключениями будут и нормальные, адекватные верующие.
Помогай Бог всем ищущим вечного и радостного в родном Православии!
***
С ужасом недавно обнаружил, что никто из наших верующих не верит в то, что «Бог есть любовь» (1. Ин. 4. 16). Почти у всех в головах сидит некий Зевс-громовержец, карающий нас за каждую мелочь. Конечно, никто не может вместить в себя всю тайну Божества, но, видимо, и понимание обычной человеческой любви мы тоже где-то потеряли.
О современной практике исповеди
Современный этап «эволюции» таинства покаяния — это самокопание или упражнение в мнительности. Мы каемся в неблагодарности Богу за болезни, в рассеянности ума и прочих тонкостях «имже несть числа». При этом забываем о человечности, здравомыслии, не говоря уже о вере и любви. Наша карикатурная духовность превращает нас в нытиков, неспособных отвечать за свои поступки, что-то менять или просто радоваться жизни. Мы постоянно виноваты, Бог нас не любит, любой ближний для нас — обязательно крест…
До каких еще психологических расстройств доведет нас теперешняя пародия на монашеское благочестие?
Благодарность и духовная жизнь
Огромное число библейских псалмов имеет хвалебно-благодарственное содержание, и в этом сокрыт глубокий смысл. Ведь именно в благодарении мы видим Творца нашим любящим Отцом, а себя Его любимыми чадами. В благодарении мы находим средство от неверия, уныния и духовного бессилия. Душа, хвалящая Бога, возрастает в любви и укрепляется в нравственной свободе. Потеряв в молитвенной практике этот бесценный дар, мы потому и топчемся на одном месте…
Но может пора расправлять свои крылья?
Святые и грешные
Были ли у святых грехи или хотя бы недостатки? Мы привыкли читать их труды, всматриваться в их лики. А если они не были идеальными?
Если святые не были идеальными 24 часа в сутки, то это является некоторой надеждой и для нас. Мы часто бездействуем только потому, что быстро в себе разочаровываемся. Но разве Бог требовал от кого-то невозможного? Он просто хочет, чтобы каждый из нас послужил Ему теми талантами, которые у него есть. И если нам не стать идеальными до конца своих дней, то все равно каждый может принести Ему свой плод!
Мы могли бы стать «царственным священством», но «грешными и недостойными» оставаться гораздо проще. Нет никакого спроса!
СВЯЩЕННИК АЛЕКСАНДР ДОМБРОВСКИЙ